Ведомости: Пенсионные фонды удивились большому количеству отказов в переходах к ним из фондов АНПФ

4 Апреля 2017

Пришли к ним клиенты с маленькими счетами, считают они.

При переходе клиентов из ряда частных пенсионных фондов (НПФ), входящих в саморегулируемую организацию (СРО) Ассоциация НПФ (АНПФ), наблюдается большое количество отказов, говорят руководители и владельцы нескольких фондов, которые являются членами конкурирующей СРО - Национальной ассоциации НПФ (НАПФ), ссылаясь на данные предварительного анализа переходной кампании 2016 г.

Подавляющая часть отказов в переводе средств клиентов в "Атомгарант" из других НПФ приходится на фонды, которые не являются членами НАПФ, заявляет гендиректор НПФ "Атомгарант" Виктор Китаев. "Процент отказов по фондам из АНПФ выше, чем процент отказов по остальным НПФ", - подтверждает гендиректор НПФ " ВТБ пенсионный фонд" Лариса Горчаковская. По ее словам, по некоторым фондам - членам СРО АНПФ отказы доходят почти до 90%. "По фондам, входящим в АНПФ, самый большой процент отказов по переходам в наш фонд", - вторит ей гендиректор Национального НПФ Светлана Касина.

Эти данные подтверждает председатель совета директоров НПФ "Капитан" Алексей Скородумов - у клиентов, которые все-таки смогли перейти к ним, пенсионный счет был маленьким: "Там, где были крупные счета - более 30 000 руб., - отказы составляют 90%". Касина жалуется, что в Национальный НПФ перешли из НПФ "Сафмар" (является членом АНПФ) всего 5% тех клиентов, кто подал заявление и договор на переход: "Причем их счета составили меньше 10 000 руб.". О значительных отказах в переходе из "Сафмара" рассказывает и руководитель другого фонда.

Представители перечисленных фондов - членов НАПФ участвовали в совещании ассоциации, состоявшейся в среду, знает человек, близкий к ней, и участник встречи (всего на совещании присутствовали представители 15 фондов). НАПФ запросила у своих участников информацию по переходам для проведения анализа, после которого ассоциация обещает запросить ЦБ и ПФР о проведении проверки НПФ и независимых удостоверяющих центров.

Не могут уйти

Основная причина отказов - это вторые заявления, которые могли появиться без ведома клиента. Если клиент подписывает заявление и договор о переводе накоплений из одного НПФ в другой, а фонд, теряющий клиента, каким-то образом узнает об этом, в конце года в ПФР может появиться новое заявление от имени клиента. Оно автоматически аннулирует первое и не соответствует договору - в переходе клиенту отказывают.

НАПФ намерена предложить АНПФ провести внутреннее расследование. "Как только мы получим письмо от НАПФ, мы его рассмотрим", - обещал исполнительный директор АНПФ Алексей Денисов. Если будут установлены правонарушения, говорит он, "это прерогатива правоохранительных органов". "Что касается утверждения ряда фондов о нарушениях переходной кампании, то мы не получали ни подтверждающих документов, ни обращений. Поэтому ни фактов, ни оснований для комментария не видим", - ответил представитель АНПФ.

В АНПФ входит более 10 фондов, которые работают с пенсионными накоплениями: "Будущее", "Телеком-союз", "Образование", "Социальное развитие" (входят в ФГ "Будущее", отказались от комментариев), "Сафмар" и "Доверие" (принадлежат ФГ "Сафмар"), "Согласие" и ОПК (входят в группу МКБ), "Лукойл-гарант" и НПФ электроэнергетики (оба контролируются группой "Открытие"), "Доверие" (Оренбург) и "Социум" (не ответили на запрос "Ведомостей).

"Итоги переходной кампании 2016 г. еще полностью не подведены, единственным источником неаргументированных утверждений является запрос издания", - ответил представитель "Сафмара". Подводить итоги кампании преждевременно, согласились представитель пенсионной группы МКБ и НПФ электроэнергетики. Соотношение переходов, оттоков и в том числе отказов у кампаний 2015 и 2016 гг. примерно одинаково, заявил гендиректор НПФ "Лукойл-гарант" Денис Рудоманенко. Представитель ПФР указал, что соотношение положительных решений и отказов, вынесенных по результатам этой кампании, наблюдается уже много лет подряд.

Автор: Илья Усов / Ведомости