ПРЕСС-ЦЕНТР

СМИ О ФОНДЕ 25 января 2018

Коммерсантъ: Недозаявочная кампания

НПФ переключаются на новые каналы привлечения клиентов

Количество заявлений граждан на перевод пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд России (ПФР) в прошлом году, сократилось по сравнению с 2016 годом почти в два раза. Это из-за перекрытия основного канала подачи заявлений - через удостоверяющие центры (УЦ). Теперь фонды тестируют новый канал - перевод пенсионных накоплений в отделениях банков через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Если он заработает в полную силу, то количество заявлений, поданных в этом году, может превысить прошлогодний результат.

В декабре прошлого года в ПФР было подано более 600 тыс. заявлений граждан о переводе их пенсионных накоплений, свидетельствуют предварительные данные ПФР. Всего же по итогам переходной кампании 2017 года ПФР получил свыше 5,75 млн заявлений. В позапрошлом году на отчетную дату таких заявлений было 10,62 млн штук, из которых 3,9 млн штук было подано в последний месяц переходной кампании.

По итогам переходной кампании 2016 года были одобрены лишь 54,2% от принятых к рассмотрению заявлений. При этом большинство отказов в удовлетворении было вынесено из-за наличия заявления с более поздней датой - 55,8%. Чуть меньше трети заявлений не были удовлетворены из-за отсутствия договора.

До середины прошлого года основным способом подачи заявлений был электронный канал с использованием удостоверяющих центров (УЦ). Счетная палата после проверки ряда НПФ указывала, что количество полученных ПФР заявлений о смене страховщика через УЦ в 2015 году составило более 67% от их общего числа, в 2016 году - более 87%. По данным ПФР, в электронном виде (через УЦ, ЕПГУ и личный кабинет на сайте ПФР) на 1 июля прошлого года было подано 99% всех заявлений. При этом источник « Ъ», близкий к ПФР, указывает, что через ЕПГУ и личный кабинет на сайте ПФР подавались единицы заявлений. Об этом свидетельствует и статистика. Если за июнь по электронному каналу было подано почти 2 млн заявлений, то за июль, то есть сразу после того, как был приостановлен прием заявлений через УЦ (см. « Ъ» от 28 июня 2017 года), - всего 66 тыс. заявлений.

Многие пенсионные фонды либо прекратили, либо существенно сократили привлечение клиентов по этому каналу. Активно его использовать продолжал фактически до конца года только НПФ Сбербанка. В результате у крупнейшего российского НПФ скопилось подавляющее большинство заявлений, которые должны были быть поданы через УЦ, но не принимались ПФР. В письме главы Сбербанка Германа Грефа на имя Игоря Шувалова от 12 декабря 2017 года давалась общая оценка более чем 3 млн «зависших» заявлений, из которых на перевод пенсионных накоплений в НПФ Сбербанка приходилось 2,9 млн штук (см. « Ъ» от 29 декабря 2017 года). Вместе с тем в конце декабря на совещании в Минфине было принято решение «зависшие» заявления не принимать. Предварительная статистика ПФР свидетельствует, что эти заявления не были приняты к рассмотрению.

В настоящее время привлечение клиентов через отделения Сбербанка приостановлено, рассказал источник Ъ», близкий к НПФ Сбербанка. По словам» собеседника «Ъ», фонд «внедряет технологию перевода застрахованных лиц через ЕПГУ по всей сети банка, которая должна заработать с марта этого года». В Сбербанке не комментируют эту информацию. Другие крупные фонды либо уже начали тестирование этого канала перевода клиентов («ВТБ Пенсионный фонд», «Газфонд ПН»), либо готовятся сделать это в ближайшее время (НПФ «Будущее», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Сафмар») (см. «Ъ» от 22 декабря 2017 года). Тогда же информацию о тестовом режиме переводов по этому каналу в ряде отделений Сбербанка подтверждал и представитель НПФ Сбербанка.

Как считает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперта РА» Павел Митрофанов, если технология ЕПГУ заработает, «можно ожидать, что за переходную кампанию этого года будет подано более 5 млн заявлений». Если не получится в полной мере использовать этот канал, например, из-за технического несовершенства, то по этому году подача заявлений может ограничиться 3-4 млн штук. Оптимистичнее оценивает перспективы ЕПГУ гендиректор «Пенсионного партнера» Сергей Околеснов. По его словам, если этот канал заработает в полную силу, то можно ожидать 8-9 млн заявлений на перевод пенсионных накоплений в этом году. «В противном случае привлечение новых клиентов будет оставаться на уровне второго полугодия 2017 года, и за весь 2018 год количество заявлений может немного превысить 3 млн штук», - прогнозирует эксперт.


Автор: Усов Илья

{{ su.NAME }} ({{ su.CNT }})
Найдено {{ bigcount }} результата
Всего {{ res.recordcount }}
Ничего не найдено