ПРЕСС-ЦЕНТР

СМИ О ФОНДЕ 20 ноября 2018

Vl.ru (Владивосток): Раз в пятилетку: как меняя пенсионный фонд не потерять накопленные проценты

Несколько сотен тысяч приморцев имеют накопительную часть пенсии, но не знают, что могут потерять проценты от ее инвестирования. О пятилетнем фиксинге средств без потери дохода ряд негосударственных пенсионных фондов, особенно банковские «дочки», предпочитают умалчивать.

VL.ru разбирался, как избежать потери процентов на счете, и где приморцы могут узнать о негосударственных пенсионных фондах, которые хранят их деньги. Информация актуальна и потому, что буквально этим летом произошло слияние трех крупнейших НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «РГС», НПФ Электроэнергетики.

Триллионы пенсионных рублей

Более 43 млн человек доверили формирование накопительной части пенсии НПФ в России. Средства участников в НПФ, по данным РИА Рейтинг, на 1 июля составили 3,6 трлн рублей. Несколько сотен тысяч приморцев также передали свою накопительную часть в управление, и за эти деньги идет серьезная конкурентная борьба.

Около 94 000 жителей Приморья формируют свою пенсию в НПФ «Будущее». По информации НПФ «Лукойл-Гарант», количество клиентов-участников обязательного пенсионного страхования в нашем крае свыше 113 000 человек. Около 3000 клиентов фонда в Приморском крае уже получают выплаты из средств пенсионных накоплений. Всего же в стране действует более 59 негосударственных пенсионных фондов, поэтому общее число приморцев, участвующих в системе накопительного пенсионного страхования, может быть в несколько раз больше.

Кстати, только в этом году, по данным отделения Пенсионного фонда России по Приморскому краю, при достижении пенсионного возраста в виде единовременной выплаты с учетом накопительной пенсии и софинансирования приморцы получили 218,2 млн рублей, в прошлом году эта цифра была равна 234,5 млн рублей.

Заморозка накопительной части пенсии

В 2014 году в нашей стране накопительную часть пенсии граждан подвергли «заморозке». Теперь средства, которые работодатели отчисляют с официальных зарплат своих сотрудников (взносы в ПФР − 22%), полностью направляются в Пенсионный фонд России для участия в солидарной пенсионной системе. Фактически дети платят пенсию своим родителям, как в СССР.

Ранее накопительную часть пенсии формировали в течение 12 лет у россиян с 1967 года рождения и несколько лет (с 2002 по 2005 год) у лиц старшего возраста.

До 2014 года 6% от взносов в ПФР каждый работодатель направлял на накопительный пенсионный счет своего сотрудника. Все, кто захотел распорядиться своей накопительной частью пенсии, передали ее под управление частным негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям, а также в государственную управляющую компанию Внешэкономбанка. Сегодня они являются потенциальными инвесторами. Этой частью можно и по сей день распоряжаться: передавать из фонда в фонд или возвращать в УК ВЭБ, а в момент выхода на пенсию получать ее единовременно или распределять на «возраст дожития» (на 21 год) или на любой другой срок.

Накопительная часть переходила и переходит по наследству, если ее владелец ушел из жизни до начисления пенсии. Ее также можно будет получать при достижении 55-лет женщинам и 60 лет мужчинам, не ориентируясь на возраст выхода на пенсию по новому законодательству. Разумеется, все эти преференции не касаются тех, кто остался «молчунами» и не передал свою накопительную часть в управление, − они ее потеряли.

Накопленные и потерянные проценты

В накопительной пенсионной системе помимо «заморозки» появились и другие нюансы. С 31 декабря 2015 года утверждены правила фиксации пенсионных накоплений. Теперь переходить ежегодно из одного НПФ или под управление государственной управляющей компании Внешэкономбанка стало невыгодно, поскольку можно потерять накопленный в НПФ инвестиционный доход. Только средства, инвестируемые в одном фонде в течение пяти лет, подлежат так называемому фиксингу и переходят в другой фонд уже с накопленными процентами. В противном случае они сгорают.

Погоня за хорошим процентом со стороны застрахованного (будущего пенсионера) и клиентской базой (со стороны НПФ) оказалась чревата для обеих сторон. Все дело в том, что долгое время переводить свои пенсионные деньги из фонда в фонд можно было с помощью страхового агента - сотрудника аффилированной НПФ компании или сразу в банках. И те, и другие субъекты, помогающие переводам, фактически охотились за накопительной частью, но не сообщали своим клиентам, что деньги стоит переводить, только если в предыдущем НПФ они хранятся не менее пяти лет. Ряд НПФ не чурались и напрямую мошеннических приемов, переводя клиентов в свои фонды без их ведома.

В течение 2016-го и в начале 2017 года в целом по России были поданы сотни заявлений от собственников накопительной части пенсии о неправомерном переводе их накоплений из одного НПФ в другой. Начальник отдела организации и учета процесса инвестирования ГУ-Отделение ПФР по Приморскому краю Анна Голубничая отмечает, что в Приморье в нынешнем году было подано 18 жалоб, хотя шесть из них впоследствии отозвали сами заявители.

Столь мизерное количество обращений свидетельствует: большинство россиян и приморцев уже забыли, в каких фондах хранится их накопительная часть. Хотя она может оказаться весомой прибавкой к той сумме, которая будет выплачена при достижении пенсионного возраста государством. В НПФ «Самфар» разъяснили VL.ru этот расчет. Средняя сумма накопительного счета в фонде составляет 200 000 рублей у клиентов 35-45 лет. Треть этой суммы - это примерно 70 000 рублей − заработанный фондом инвестиционный доход.

Переводы раз в пять лет

«Все было бы проще, если бы действующая процедура переходов законодательно обязывала клиентов обращаться сначала в текущий НПФ, а уже после идти к новому страховщику. Поэтому подобный запрос мы советуем делать клиентам самостоятельно. Текущий страховщик проинформирует клиента о сумме возможных потерь инвестиционного дохода при досрочном переходе, а гражданин, желающий расторгнуть договор с действующим страховщиком и заключить договор с новым, будет понимать, какой доход он теряет и что приобретает в новом НПФ, и сможет принять осознанное решение. Мы в свою очередь на сайте фонда размещаем для клиентов информацию о последствиях перехода, в том числе о потере инвестдохода», − поясняет директор департамента пенсионных технологий НПФ «Будущее» Алексей Кумичев.

В НПФ «Самфар» также рассказали, что перевод накоплений из одного фонда в другой чаще, чем раз в пять лет, считается досрочным и ведет к потере инвестиционного дохода, заработанного до истечения «пятилетки». Зато, если накопления находятся в одном фонде пять лет, весь доход, заработанный за этот срок, фиксируется на пенсионном счете человека и гарантируется государством. Отсчет «пенсионных пятилеток» начинается с разных дат - в зависимости от того, в каком году человек передал накопления в НПФ. Перед тем, как принимать решение о переходе в НПФ, надо проверить, с какого года действует договор с текущим пенсионным фондом.

В качестве примера в ОПФР по Приморскому краю иллюстрируют расчет перехода без потерь и с потерями.

Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика в 2011 году и ранее, в 2015 году по состоянию на 31 декабря 2015 года была отражена сумма первой пятилетней фиксации (фиксинг) средств пенсионных накоплений. Если вы с 2010 года находитесь у текущего страховщика, условного НПФ, первая фиксация средств пенсионных накоплений была 31 декабря 2015 года, а следующая состоится снова через пять лет, а именно 31 декабря 2020 года.

Для безопасной смены страховщика, то есть перехода в другой НПФ или в ПФР без потерь инвестиционного дохода, необходимо подать заявление о досрочном переходе в 2020 году (в год второго фиксинга). Перевод к новому страховщику будет осуществлен в 2021 году.

Где и как копится пенсия

Сокращение региональных представительств НПФ в Приморском крае привела к тому, что с застрахованными фактически некому общаться. Все запросы переадресовываются на горячие линии фондов. С учетом семичасовой разницы во времени, это не очень удобно.

Как удалось выяснить VL.ru, ряд вопросов, возникающих между застрахованными и фондами, приходится решать в ходе переписки с центральными московскими представительствами НПФ. Как и в случае уточнения данных о замене паспорта после замужества, 45-летия и смены места жительства. Эти и другие подобные документы с нотариальной доверенностью клиенты должны были направлять заказными письмами в Москву.

Одновременно официальные запросы VL.ru в ряд НПФ позволили открыть и другой вариант актуализации сведений о себе. Эти сведения можно обновить через личные кабинеты на сайтах фондов.

В НПФ «Лукойл-Гарант» такой способ назвали самым простым и удобным, единственное, в «личном кабинете» надо установить расширенный профиль, он позволит прикреплять сканы документов и направлять в фонд. Как удалось узнать, ряд вопросов приморские клиенты объединенного фонда «Лукойл-Гарант» могут решить в отделениях банка «Открытие» во Владивостоке, там помогут клиентам НПФ электроэнергетики и НПФ «Лукойл-гарант». Клиентов бывшего НПФ «РГС» все же переадресуют на сайт.

Если гражданин не помнит, в какой фонд в свое время передал накопительную часть пенсии, он может это выяснить через сайт Госуслуги. Кроме того, подобную информацию ему помогут получить в районном отделении ПФР, когда придет время начислять положенные пенсионные выплаты.

В отделениях ПФР можно получить пароль и логин, которые дадут доступ в личный кабинет с расширенным функционалом, даже если до пенсии далеко. На сайте можно заказать выписку о том, какова сумма пенсионных накоплений сформирована, какие суммы работодатели направляли на пенсионный счет, и в каком НПФ инвестируются средства. Подобная информация актуальна и для тех, кто не имеет накопительную часть пенсии. Эта выписка позволит узнать, перечисляет ли работодатель социальные взносы для сотрудника в принципе, и копятся ли на счете баллы, которые позволят начислять пенсию в срок. Иначе получать ее придется даже не в 60 и 65 лет, а на пять лет позже − в 65 и 70 лет.

{{ su.NAME }} ({{ su.CNT }})
Найдено {{ bigcount }} результата
Всего {{ res.recordcount }}
Ничего не найдено