ПРЕСС-ЦЕНТР

СМИ О ФОНДЕ 18 июня 2013

Коммерсантъ: Книга жалоб и накоплений

ПФР начал работу с недовольными будущими пенсионерами

Пенсионный фонд России (ПФР) только начал принимать жалобы граждан на неправомерный перевод пенсионных накоплений по итогам завершившейся переходной кампании, а обращений с начала месяца набралось уже почти 7 тыс. В этом году в связи с пенсионной реформой ошибочный перевод накоплений в тот или иной негосударственный пенсионный фонд (НПФ) грозит гражданам ущемлением их пенсионных прав.

ПФР начал подводить первые итоги переходной кампании прошлого года с точки зрения возможных нарушений прав будущих пенсионеров. Привлечение клиентов по обязательному пенсионному страхованию по-прежнему связано с многочисленными нарушениями, свидетельствуют данные колл-центра ПФР. После подведения итогов переходной кампании 2012 года ПФР направил гражданам письма о переводе их средств пенсионных накоплений в тот или иной НПФ. Только с 10 по 17 июня в колл-центр обратилось 2465 человек, а с начала июня по итогам рассылки было получено 6677 жалоб, из них 395 — авторизованных. С учетом того, что в прошлом году на 30 июля было получено около 15 тыс. обращений, подобные результаты по итогам двух недель свидетельствуют о росте числа жалоб.

Впрочем, это неудивительно: за 2012 год фондам удалось перевести рекордное число клиентов — 4,8 млн человек. Кроме того, еще 1,34 млн сменили один НПФ на другой. Угроза сокращения накопительной части мотивировала НПФ и их агентов на применение еще более агрессивных стратегий привлечения. По данным ПФР, больше всего авторизованных жалоб поступило на НПФ РГС (42 жалобы, более 10% от общего количества). Сопоставимые результаты (около 20 жалоб каждый) получили "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ Сбербанка, "КИТ Финанс" и "Доверие". Такие цифры вполне объяснимы: РГС находится на первом месте по числу привлеченных клиентов, остальные фонды также входят в число лидеров по увеличению клиентской базы.

"Мы рассматриваем жалобы, поднимаем документы, выясняем обстоятельства того, где и когда был заключен договор, проводим служебное расследование",— комментирует ситуацию президент НПФ Сбербанка Галина Морозова. Она отмечает, что проблема заключается в большом промежутке времени между подписанием договора и оповещением граждан о переводе средств: человек получил письмо с информированием о переводе накопительной части пенсии только сейчас, а договор он мог подписать еще в начале 2012 года и просто не вспомнить об этом. "Большая часть жалоб связана с тем, что человек забыл о том, что перевел средства в НПФ,— соглашается президент НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Сергей Эрлик.— Если же был обнаружен факт фальсификации договора, то мы подаем в суд на агента". Господин Эрлик рассказал о том, что недавно НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" судился с агентом другого фонда, который "переписал" 40 человек в другой НПФ. По решению суда агент получил два года условно. Так же в фонде будут поступать, если обнаружится, что агенты самого НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" занимаются подлогом. Связаться с представителем НПФ РГС не удалось.

Если фондам не удастся разобраться с "проблемными" клиентами, то последствия для них могут быть очень серьезными. "Хотя ранее подобные случаи признавались нарушениями, но это было нарушение права выбора страховщика. Теперь же у незаконно переведенных молчунов, которые предпочитают тариф отчислений на накопительную часть 2%, и не переведутся в этом году обратно к нам, останется все тот же тариф в размере 6%, а это уже нарушение пенсионных прав",— говорит представитель ПФР Марита Нагога. Она подчеркивает, что НПФ должны урегулировать жалобы, иначе ПФР расторгнет с ними трансферагентские соглашения. А расторжение такого соглашения чревато для фонда большими проблемами: как раз это соглашение и наделяет фонд правом принимать заявления граждан на перевод накоплений. Ранее ПФР уже прибегал к такой практике: в 2011 году он расторг соглашения с тремя фондами, получившими наибольшее количество жалоб.

Мария Яковлева

http://kommersant.ru/doc/2213875?isSearch=True

{{ su.NAME }} ({{ su.CNT }})
Найдено {{ bigcount }} результата
Всего {{ res.recordcount }}
Ничего не найдено